Однако не все из его прихожан знают, что перед ними военный преступник. Став священником церкви Пресвятой троицы в местечке Куты, двадцатипятилетний воспитанник семинарии восхвалял «богом данное правительство» панской Польши. И уже тогда поддерживал тесную связь с дефензивой, информируя полицейских о местных коммунистах и прогрессивно настроенных жителях.
Кровь и слезы принесли в Карпаты нацистские ок-купанты и их холопы — оуновцы. Лишь в Кутах фашисты убили и замучили 2366 жителей, отправили в рабство в Германию 1173 человека *. Немалая доля вины за совершенные злодеяния лежит на благопристойном с виду душпастыре из Виннипега.
С первых дней оккупации Закревский стал тайным агентом гестапо, помогал захватчикам разыскивать советских патриотов, выдавал местных коммунистов и комсомольцев. Благодаря протекции шефов из Стани-славского гестапо отец Иван был введен в состав так называемой контингентной комиссии, вынуждавшей крестьян отдавать фашистам последний кусок хлеба. Гитлеровец в сутане стал своим человеком и в районном проводе ОУН. Вместе с бандеровцами он разъезжал по селам, заставлял верующих смириться с «новым порядком».
Жители Косовщины хорошо помнят, как он призывал «не прятать своих сыновей и дочерей под фартуками, а посылать на работу в Германию, записывать в дивизию СС, ибо этого хочет сам господь бог». В 1944 г. Закревский вместе с бандеровскими палачами принимал участие в истязании 150 местных крестьян, лично застрелил жену и полуторамесячную дочь О. Дребота.
|